4-5 лет

Средний дошкольный возраст
Основные параметры развития.


Двигательная сфера     Крупная моторика
Возросшие возможности двигательной деятельности: ловкость, гибкость делают доступным для детей участие в разнообразных подвижных играх и упражнениях. Особенно легко дается гимнастика.
Ходит и бегает, согласуя движения рук и ног.
Ловит мяч кистями рук с расстояния до 1.5 м. Отбивает мяч о землю не менее 5 раз. Сохраняет равновесие на ограниченной площади опоры.
Может ходить на лыжах, скользить самостоятельно на льду, кататься на двухколесном велосипеде.
Может лазить на шведской стенке, не пропуская реек.
Прыгает через скакалку.
Может бежать 0.5 минуты безостановочно, не отдыхая.  


Мелкая моторика    Знает правую и левую руку.
Умеет лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Правильно держит ножницы, может резать по диагонали, вырезать круг из квадрата, раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей. Сгибает прямоугольный лист пополам.
Может строить дома из кубиков. Рисует красками, использует сочетания цветов. Правильно передает в рисунке форму, строение предмета, расположение частей, соотношение по величине.
Его рисунки, узоры  уже сложны по сюжету, а человек имеет настоящее лицо: с глазами, ртом. Срисовывает треугольник, прямоугольник.
В 5 лет может начинать играть на некоторых музыкальных инструментах, вязать и вышивать.

Навыки самообслуживания

Пятилетний ребенок стал значительно увереннее в самообслуживании. Помощь взрослого ему нужна прежде всего в новых условиях или в трудных случаях, в привычной обстановке он вполне самостоятелен. Он сам тщательно зашнуровывает ботинки и может завязать шнурки, легко застегивает и расстегивает пуговицы.

Пытается беречь одежду, что  удается не всегда.  Он может застилать свою постель.
Ест, пользуясь столовыми приборами, иногда и ножом. Использует салфетки. Перед едой обычно моет руки, сам расчесывается и пользуется носовым платком. Он с удовольствием готов помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно до 2-3 поручений сразу. 


Речевая сфера    Понимание речи
К 5 годам ребенок способен понять абстрактные понятия  Он пытается постичь смысл общих категорий, понять, что значит счастье, справедливость, нежность, верность и любовь. Ребенку хочется  осмыслить значение слов, происхождение. Его интересует звуковая форма слова, ее мелодия и музыкальность. Малыш часами может видоизменять слово, «изобретая»  новые. Умеет пересказывать небольшие литературные тексты. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Возникает интерес к юмористическим произведениям.


Активная речь

Речь усложнятся: ребенок усваивает правила грамматики, запоминает буквы.
 К пяти годам  словарный запас превышает 2000  слов.  Ребенок использует союзы и предлоги, меняет местами части речи. Довольно часто образовывает вопросительные предложения и может задать вопрос-предвидение: что будет? Он также задает вопрос зачем? и для чего? и этими вопросами пытается решить глобальные проблемы.  Он хочет знать: что хорошо, что плохо и почему. В 5 лет ребенок уже понимает пассивную конструкцию. Он применяет будущее время, использует прошедшее. Правильно произносит все звуки родного языка. Составляет рассказ по сюжетной картинке, игрушке, предмету.


Память

Отличается хорошей памятью: может запомнить большое стихотворение, даже не понимая вполне его смысл. Легко запоминает слова из иностранных языков и уже способен изучать языки.

Присутствуют элементы опосредованного запоминания.

 Объем:

- зрительная  образная – 5 предметов;

- слуховая образная  - 4 – 5 звуков;

- слуховая вербальная – 5 слов;

- кратковременная – воспроизводит 5 – 6 слов;
- тактильная – 4 -5 предметов.


Внимание

Переключение – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому. Концентрация: рассматривает привлекательную картинку в течении 15 – 20 секунд.

 Объем внимания  составляет  5  предметов.
Устойчивость внимания  15 – 20   минут.


 Мышление

К пяти годам при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, то есть на уровне представлений. Малыш предваряет предметное действие.  Промежуточным звеном между образным  и логическим мышлением является образно-схематическое, то есть малыш понимает простые схемы изображений, представляя на их основе реальную ситуацию.
Проявляются  элементы произвольности. Ребенок действует с предметами  путем зрительного соотношения, с учетом формы и величины. При описании предмета в сравнении, классификации, использует отвлеченные категории, опираясь на существенные признаки. Пользуется обобщенными понятиями, классифицирует по частным признакам (домашние, дикие животные, виды посуды, транспорта и т. д.) Понимает элементарные причинно-следственные связи.  


Эмоционально-волевая сфера      
Малыш переступил порог застенчивости. Теперь он уже мало упивается успехами, а, в основном, стыдится недостатками, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь.  Все это подтверждает то, что ребенок на качественно новом уровне развития в вопросах постижения себя и формируется как личность. Формируется самооценка. Ребенок, как и раньше, весь в эмоциях, но он уже умеет скрывать обиду и даже сдерживает слезы или страх. Появляются стереотипы их полового поведения, мужского или женского, что больше всего отражается в игре. Девочки предпочитают тихие, «семейные» игры, без выплеска эмоций, мальчикам необходимы азарт, соревнование, технические средства. Ребенок способен оценить свои результаты и окружающих, имеет завышенный уровень притязаний. Ребенок принимает и удерживает 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в учебной. Называет по пиктограмме эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении и знает способы выражения и изменения эмоциональных состояний, также определяет эмоциональные состояния у героев сказки.