У этого «явления» есть две
стороны, две причины: не попали в садик и не получается ходить. Но в результате
у вас – «несадовский ребенок». Некоторые произносят эти слова с гордостью,
другие с сожалением, педагоги и психологи сулят множеств проблем, сами дети в
большинстве счастливо бездельничают дома. Приглядимся внимательнее: что за чудо
такое?
«Мест
нет!»
Огромный дефицит мест в детских садах.
Записываться приходится сразу после рождения ребенка, а если вы живете в одном
месте, а прописаны в другом — как быть? А в старых районах многие садики
переданы коммерческим структурам, закрыты или перепрофилированы. Вот и
получается, что ваш ребенок стал «домашним». Какие есть варианты решения этой
весьма серьезной проблемы? Рассмотрим несколько.
Вариант
первый
Маме не нужно выходить на работу, она вполне
довольна своим положением и с удовольствием занимается деткой. Тогда можно
посоветовать водить ребенка на занятия рисованием-музыкой-танцами, в
театральную студию и бассейн. Умышленно не называю разнообразные «развивалки»,
где детей с трех лет начинают учить читать и считать, поскольку пребываю в
твердой уверенности, что дело это никакой пользы, окромя вреда, не приносит.
Наши дети испытывают сильную нехватку «правополушарных» занятий, то есть таких,
где задействована интуиция и стимулируются творческие задатки. А им тренируют
логику и анализ, что совершенно не по возрасту. Но это так, к слову пришлось.
Единственный недостаток вышеперечисленных
занятий заключается в том, что они сильно структурированы по времени, дети в
это время занимаются, а в саду у них всегда есть возможность просто поиграть.
Поэтому крайне важно, чтобы у вашего домоседа были друзья, не обязательно
сверстники, но все-таки — дети, с которыми можно будет играть в «дочки-матери»,
«человека-паука» и Лего. Иначе вы рискуете получить первоклассника,
шарахающегося от толпы детей.
Кстати, вы знаете, что самые лучшие
партнеры по играм для трех-шести летних детей — это восьми-десятилетки.
Им ещё интересно, но они уже понимают разницу в возрасте и
ведут себя более сознательно. Взрослые менее подходят: они слишком заботятся,
слишком снисходительны, позволяют жульничать, или наоборот — им скучно, они не
хотят в сотый раз играть в одно и то же.
Основная опасность для несадовских детишек
заключается в социальной изоляции — отсутствии контактов со сверстниками. Вот с
этим и боритесь.
Вариант
второй
Маме нужно выходить на работу, а няня семье
не по карману. Именно такая ситуация сложилась в семье моих близких друзей.
Малыша все же запихнули всеми правдами и неправдами в ясли, он заболел
бронхитом, не проходив и месяца. И мама стала искать альтернативу. Так как
район, в котором они живут, что называется «спальный», молодых мам с маленькими
детьми имеется в избытке, а вот с нянями и детскими садами — беда. Тогда они решили
объединиться: пять семей договорились, и сидят с детками по очереди, на дому. У
двух из пяти семей оказались отдельные квартиры, без бабушек, так что неделю
вся орава квартируется у одних, а неделю — у других. Готовит на всех та мама,
которая сегодня дежурная (все мамы устроились на работу на 0,8 ставки, с одним
выходным в середине недели), днем дети спят, два раза в день гуляют, с ними
проводят все занятия, полагающиеся по возрасту: рисование, лепка, развитие
речи. Даже учительница французского и музыки к ним ходит. Дети почти не болеют,
очень дружат.
Конечно, этот метод гораздо более затратный
для родителей, чем просто довести ребенка до садика и вечером забрать.
Затратный по усилиям, но очень выгодный по результату, да и по деньгам тоже.
Основное преимущество — дети общаются, очень быстро адаптируются, и режим
гораздо более индивидуальный, чем может предложить даже самый дорогой частный
сад. Если кто-то не хочет, допустим, слушать сказку, у него всегда есть выбор:
тихо поиграть в углу в кубики, или громко попрыгать в соседней комнате на
батуте. Если кто-то не спит днем, это тоже не проблема: иди себе на кухню и
делай аппликацию, только другим не мешай.
Режим питания тоже соблюдается более строго,
и, одновременно — более гибко. Строго в случае аллергии: никто не подсунет
ребенку шоколадку по случаю дня рождения, а гибко тоже возможно, никакого тебе
«ешь, что дают». Часто дети участвуют в приготовлении пищи, что решает все
вопросы с «буду-не буду».
Иногда в такой мини-садик нанимают няню
вскладчину. Но няня должна быть высоким профессионалом, вариант «просто
посидеть с ребенком» с группой из пяти-шести человек не проходит.
Вариант
третий
Ребенок не хочет/не может ходить в сад. Это
самый тяжелый случай. Потому что прежде, чем вы признаете свое полное поражение,
обычно и вы и ребенок успеваете дойти до нервного истощения. Ежедневные
истерики, «три дня ходим — три недели болеем», ваше ощущение, что все идет не
так, как должно бы — понятно, что надо искать другие пути.
Иногда ребенок не хочет оставаться в детском
саду, отвечая на невысказанную просьбу мамы: «Останься со мной!». Как ни
удивительно это прозвучит, но именно мама может бояться садика, поскольку в её
детстве эти посещения были слишком травматичны, или она не знает, чем будет
заниматься в отсутствие ребенка.
В одну группу с моей младшей дочерью ходит
девочка, очень развитая, крупная, спокойная на вид. Но ежеутренние расставания
с мамой — это спектакль на любителя. Тоня рыдает, цепляется за ноги, просит,
чтобы мама посидела в коридорчике и посмотрела на неё. Плюс ко всему, забирают
её после обеда, потому что она не может спать днем. Я как-то выходила из здания
вместе с её мамой, и мы разговорились. Мама пожаловалась на ежедневные
скандалы. Я сказала, что как только мама исчезает из поля зрения, Тоня немедленно
успокаивается и идет играть. Поэтому почему бы не оставлять её в саду до
вечера? «А что же я-то буду делать целый день?» - удивилась её мама. То есть
ребенок обслуживает мамин запрос на заполнение свободного времени. Как только
мама устроилась на полдня на работу — все проблемы с приходом в сад исчезли,
оказалось, что дочке очень даже нравится в группе, и занятия интересные, и
балет — любимый, и игрушек много.
Пожалуй, это главная причина, по которой
ребенок «не может адаптироваться к саду»: у родителей есть альтернатива, они
могут каждый день решать — отправлять чадо в садик, или нет. Но, сразу
оговорюсь: если абсолютно точно исключена
невропатология. Крайне тяжелое протекание периода адаптации (с ежедневными
длительными истериками, с рвотой или отказом от еды, с ночными кошмарами или
заиканием) может сигнализировать о разнообразных нарушениях нервной системы и
психики, вплоть до манифестации синдрома раннего детского аутизма и шизофрении.
Поэтому если вам кажется, что проблема затянулась, если ребенок и вы
переживаете слишком остро и глубоко — обратитесь к специалисту. Хороший
врач-невропатолог не пропустит тревожные симптомы, а если все нормально —
назначит легкие успокоительные препараты и вам и малышу. Психолог может помочь
вам отделить собственные тяжелые воспоминания детства от реальных проблем
сегодняшнего дня, разделит вашу тревогу, разъяснит некоторые моменты в
возрастном развитии ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий