Детский сад - это первое социальное
учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок
впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с
требованиями в семье, а могут и отличаться. Очень важное умение, которое
осваивает ребенок, адаптируясь к детскому саду, - это умение различать ситуации
и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или
иных случаях.
Теперь не только мама и папа, но и очень
много разных людей (и взрослых, и сверстников) и разных обстоятельств (режим,
расписание занятий, правила поведения и даже меню) влияют на малыша. Ему нужно
научиться отстаивать свое мнение - но уважать правила, защищать себя - но не
обижать других, быть личностью - но ценить коллектив, иметь свои постоянные
вкусы - но допускать и что-то новое.
Это не просто. Новые обстоятельства потребуют
времени для адаптации ребенка к новым условиям. По мнению психологов, у ребенка
трех-четырех лет период адаптации длится 2-3 месяца. Если такой период длится
дольше, родителям стоит проконсультироваться с психологом и помочь ребенку.
Возможно, переживания по поводу садика совпали с какими-то не менее важными
переживаниями, и ребенок не может самостоятельно с ними справиться, тогда
"отказ" от садика означает его потребность в помощи и поддержке
родителей.
В своей книге "Мама на работе: Как
строить карьеру и быть хорошими родителями" детский психолог Анна Кравцова
описывает несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, когда
ребенок начинает ходить в детский сад (то есть начался адаптационный период):
"Не
хочу!"
Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это
(как ни странно) самый "благоприятный" вариант: он позволяет ребенку
открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать,
говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но
"так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в
школы". Ребенок, который открыто протестует против садика, чаще всего
довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а
выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для
их ребенка.
Частые
болезни.
Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика: "неделя
в садике - неделя (а порой и две) дома". Многие родители сетуют на садик:
мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Считая,
что дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой, в третий, но
ситуация радикально не меняется. Почему? Просто потому, что виноват чаще всего
не садик, точнее, не КОНКРЕТНЫЙ садик, а сама ситуация перехода ребенка к
самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и
психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает
ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети,
которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и
слезами, нежелание идти в садик. Это "послушные" дети, они хотят,
чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не
расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм
дает эмоциям "передышку": ребенок болеет, остается дома. Многие
родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в
садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее. Если
"болезненная" адаптация не проходит в течение полугода, родителям
необходимо посоветоваться с детским психологом.
Дома -
капризы, в садике - успехи. "Удивительно, но мой сын в садике совершенно не
такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо
лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница
говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я
за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в
одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих
усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там -
"Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!".
Дело в том, что в садике ребенок часто видит
именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ. Он
пока не может постоянно БЫТЬ таким самостоятельным, целеустремленным и
"взрослым", он набирается сил и выражает все свои тревоги и сомнения
дома, маме, в виде капризов и непослушания, а в садик он приносит ту форму
поведения, которая, как он считает, больше всего ценится в обществе. Он хочет
общественного уважения! Скорее всего, скоро он сможет так же
"достойно" себя вести и в других местах, а дома будет иногда
безобразничать, отдыхая от тяжелой социальной роли "хорошего
ребенка". Конечно, родителям, особенно мамам, бывает обидно, что ребенок
хорошо себя ведет с другими, а с ними капризничает! Однако важно понимать, что
это непослушание ребенка именно с близкими людьми означает, что он старается
приспособиться к обществу и тратит на это много сил. Понимая теперь, как велик
мир и как много в нем разных людей, только самым близким он может полностью и
безоглядно доверить свои тревоги, эмоции и переживания.
Дома -
"хороший", в садике - ужасный". "По-моему,
воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает
мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки и т. д. Но
этого не может быть: он очень послушный, вежливый мальчик! Мы всегда проводили
с ним очень много времени, пока я не вышла на работу, я всегда объясняла ему,
что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет
что-то взять! Я просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без
меня происходит совсем другое?.."
Да, такое вполне может быть, и даже часто так
и бывает. И воспитательница, скорее всего, абсолютно не преувеличивает. Дело в
том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию,
слишком контролируют ребенка, оберегают от принятия неверных решений, то
ребенок трех-четырех лет, оставшись в садике без них, просто теряется. Он как
бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица - "без царя в
голове", ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его
совестью и контролем были мама и папа.
Оставшись один, ребенок пытается найти
взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть "правильным".
Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит: "Пожалуйста,
обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ меня!" Чаще всего
доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку
поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен
постоянный контроль взрослых. "Я МОГУ САМ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ!" -
вдруг говорит себе ребенок, если видит, что его проделки - вовсе не катастрофа
для окружающего мира, а взрослые, в общем-то, любят совершенно разных малышей -
и тихих, и шустрых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего
контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться
как со взрослыми, так и со своими сверстниками."
Комментариев нет:
Отправить комментарий